Пояснительная записка к программе курса
«Зарубежная литература»
Общая характеристика учебного предмета:
В курс зарубежной литературы отобрано всё самое характерное и важное из огромного богатства литератур Запада. Выбор писателей и произведение определялся в первую очередь школьной программой и списками произведений писателей, предназначенных для факультативных курсов. Курс предполагает изложение основных этапов развития литературы от античности до современности, ознакомление учащихся с главными художественными направлениями (ренессансный реализм, символизм, классицизм, просветительский реализм, романтизм, сентиментализм).
В результате изучения данного курса учащиеся приобщаются к художественным богатствам всемирной литературы, знакомятся с главными художественными направлениями. Курс даёт возможность ориентироваться в творчестве зарубежных писателей.
Цель программы - формирование личности учащихся путём приобщения к художественным богатствам всемирной литературы.
Задачи курса:
-создать условия для живого общения учащихся с шедеврами мировой литературы;
-развивать понимание закономерностей процесса развития литературы, способность быть читателем, слушателем
-воспитывать любовь к искусству слова, чувство уважения к художественным произведениям других народов.
Список литературы:
1. Программы по литературе для 8-9кл.; Алматы 2004; Кабдолова К.Л.; Жаналина Л.К.
2. Зарубежная литература. Пособие по факультативному курсу для учащихся 8-10кл..Москва «Просвещение» 1975г.
3. Зарубежная литература средних веков. Учебное пособие. Москва «Просвещение» 1975г.
4. Зарубежная литература. Хрестоматия для 8-10 классов. Москва «Просвещение» 1983г. Составитель Скороденко В.А.
Программа по изучению курса «Зарубежная литература»
(8 класс, 34 часа)
№ |
Раздел кол-во часов |
Содержание |
1 |
Литература эпохи Возрождения (6 часов) |
Особенности эпохи. Ф.Энгельс о Возрождении. Реализм и гуманизм Возрождения. Франческо Петрарка. Джованни Боккаччо «Декамерон». |
2 |
Франсуа Рабле. (4 часа) |
Биография и творчество. Гуманизм в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» Педагогические проблемы в романе. |
3 |
Уильям Шекспир. (4 часа) |
Биография и творчество. Трагедии «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Гамлет». Понятие «сонет». |
4 |
Мигель Де Сервантес Сааведра. (2 часа) |
Биография и творчество. Роман «Дон Кихот». Понятия «рыцарский роман», «гипербола», «гротеск». |
5 |
История зарубежной литературы 1871-1917 (2 часа) |
Направления в искусстве и литературе. Представители импрессионизма, символизм, критического реализма. |
6 |
Французская литература.(4 часа) |
Эмиль Золя. Основные принципы натурализма. Роман «Жерминаль» Ги де Мопассан. Новеллы. |
7 |
Бельгийская литература (2 часа) |
Творчество Мориса Метерлинка, Шарля де Костера, Эмиля Верхарна. |
8 |
Немецкая литература (2 часа) |
Особенности немецкой литературы. Направления. Гергарт Гауптман. Пьесы «Одинокие», «Ткачи», драма-сказка «Ганнеле». |
9 |
Литература США. (4 часа). |
Особенности литературы США. Биография и творчество Марка Твена. Романы «Том Сойер», «Гекк Финн», «Принц и нищий». Джек Лондон. Тематика северных рассказов. Роман «Мартин Иден». |
10 |
Польская литература. (2 часа) |
Особенности польской литературы. Биография и творчество Элизы Ожешко. Анализ рассказа «В голодный год». |
11 |
Чешская литература (2 часа). |
Особенности чешской литературы. Творчество Ян Неруда, В.Галек, А.Гейдук. |
Календарно – тематическое планирование
Курса «Зарубежная литература»
№ |
Тема |
Кол-во строк |
Сроки |
|
1. Литература эпохи Возрождения |
(6 часов) |
|
1 |
Особенности эпохи Возрождения. |
1 |
|
2 |
Реализм и гуманизм Возрождения. |
1 |
|
3 |
Франческо Петрарка |
2 |
|
4 |
Д.Боккаччо «Декамерон» |
2 |
|
|
2. Франсуа Рабле |
(4 часа) |
|
1 |
Биографи и творчество Ф.Рабле |
1 |
|
2 |
Гуманизм в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» |
2 |
|
3 |
Педагогические проблемы в романе. |
1 |
|
|
3. Уильям Шекспир |
(4 часа) |
|
1 |
Биография и творчество. |
1 |
|
2 |
Трагедия «Ромео и Джульетта». |
1 |
|
3 |
«Отелло», «Гамлет». |
1 |
|
4 |
Понятие «сонет». |
1 |
|
|
4. Мигель де Сервантес Сааведра. |
(2 часа) |
|
1 |
Биография и творчество. |
1 |
|
2 |
Роман «Дон Кихот», понятие «рыцарский роман», «гипербола», «гротеск». |
1 |
|
|
5. История Заруюежной литературы 1871-1917 |
(2 часа) |
|
1 |
Направления в искусстве и литературе. |
1 |
|
2 |
Представители импрессионизма, символизм, критического реализма. |
1 |
|
|
6. Французская литература. |
(4 часа) |
|
1 |
Эмиль Золя. Основные принципы натурализма. |
1 |
|
2 |
Роман «Жерминаль». |
1 |
|
3 |
Ги де Мопассан. |
1 |
|
4 |
Новеллы Мопассана |
1 |
|
|
7. Бельгийская литература. |
(2 часа) |
|
1 |
Творчество Мориса Метерлинка |
1 |
|
2 |
Шарль де Костер, Эмиль Верхарн |
1 |
|
|
8. Немецкая литература |
(2 часа) |
|
1 |
Особенности немецкой литературы. |
1 |
|
2 |
Г.Гауптман |
1 |
|
|
9. Литература США |
(4 часа) |
|
1 |
Особенности литературы США. Биография и творчество Мерка Твена. |
1 |
|
2 |
Романы (Том Сойер», «Гекк Финн», «Принц и нищий». |
1 |
|
3 |
Джек Лондон. Тематика северных рассказов. Роман «Мартин Иден». |
2 |
|
|
10. Польская литература |
(2 часа) |
|
1 |
Особенности польской литературы. |
1 |
|
2 |
Биография и творчество Элизы Ожешко. Анализ рассказа «В голодный год». |
1 |
|
|
11. Чешская литература |
(2 часа) |
|
1 |
Особенности чешской литературы |
1 |
|
2 |
Творчество Ян Неруда, В.Галек, А. Гейдук. |
1 |
|